Нина Гомиашвили: выставку «Главные кадры» ТАСС отличает эпохальный контент

Куратор Нина Гомиашвили во время экскурсии по выставке "Главные кадры: ТАСС открывает фотоархивы" в Центральном выставочном зале "Манеж"

Куратор Нина Гомиашвили во время экскурсии по выставке «Главные кадры: ТАСС открывает фотоархивы» в Центральном выставочном зале «Манеж»

© Артем Геодакян/ТАСС

Выставка «Главные кадры. ТАСС открывает фотоархивы», которая стартовала в ЦВЗ «Манеж» 1 ноября, ставит рекорды посещаемости и собирает благодарные отзывы посетителей. Экспозиция, а также параллельная образовательная программа доступны до 24 ноября абсолютно бесплатно. О постановочных фотографиях, государственном заказе, а также о том, как испытать счастье на экспозиции ТАСС, рассказала куратор выставки Нина Гомиашвили.

— Выставка «Главные кадры» достигла экватора. Можно ли подвести первые итоги? Каких результатов удалось добиться?

— Для выставочного проекта главное, чтобы на него пришло большое количество народа. Отличие «Главных кадров» — эпохальный контент, история страны в фотографиях, и он, конечно, должен быть всем интересен. Но говорить про итоги пока рано, нужно подождать финального аккорда.

На сегодняшний день мы бьем все рекорды: в будний день экспозицию посещает до 2 тыс. человек, в выходные максимальный рекорд достигал 4800 человек. Но стояло ли у нас это (посещаемость выставки — прим.ТАСС) во главе угла, как итог? Конечно, нет.

А потом, нужно не забывать, что выставка бесплатная, это также подогревает интерес к ней. К тому же у нас совершенно феноменальная обширная параллельная программа, на которую ходит большое количество людей.

— Чего вы не ожидали от этого проекта?

— Я удивлена тому, как много приходит любопытной молодежи. Это большая удача. Мне было бы страшно интересно узнать возраст тех, кто чаще всего посещает выставку. Изначально я предполагала, что проект с таким контентом будет больше интересен старшему поколению. Для наших родителей, бабушек и дедушек — это «машина времени». Они окунаются в свои воспоминания, юность. В нашей книге благодарностей, где люди пишут свои радости и горести относительно выставки, есть подпись, после прочтения которой у меня мурашки побежали. Одна женщина написала, что узнала своего покойного мужа в рядах марширующих на стенде, который называется «ТАССИЛА». Я даже не рассчитывала, что для нее эта выставка может так много значить. Поэтому, когда даже одного человека можешь затронуть эмоционально, это дорогого стоит.

— Слышала от некоторых посетителей отзывы о необычной структуре размещения фотографий. Поясните ее, пожалуйста.

— У нас 860 тыс. работ. Хотелось, чтобы людям было интересно и они на 15-й минуте не убежали просто потому, что все фотографии очень мощные, мясистые, яркие. За каждой стоит история. Поэтому, размещая фотографии,  мы придумали настоящий квест. Снимок сначала должен заинтересовать посетителей. Потом нужно найти его на схеме, а потом соотнести его с информацией, которая дается под фото.

Сами стенды — это окна ТАСС. Мы оттолкнулись от внешнего вида «Окон РОСТА» 20-х годов прошлого века и архитектуры здания самого агентства.

—  Возможно, мне показалось, но большинство снимков — «постановочные». Даже, фото Эдиты Пьехи, поющей в душевую лейку, как в микрофон. Почему вы выбирали именно такие снимки?

— Для меня постановочная фотография от ТАСС и пойманный, вырванный из жизни кадр равносильны и одинаково имеют право на существование в данной выставке. Фотографы ТАСС на протяжении всего времени снимали постановочные фотографии, такую перед ними ставили задачу. Страна должна была быть чистая, визуально презентабельная на снимках ТАСС. Это была специальная стилистика фоторепортажа агентства.

Вспомним хотя бы историю замечательного снимка Валерия Христофорова, на котором изображены грузинские сборщицы чая в нарядных платьях. А ведь настоящие сборщицы были страшными, совершенно нефотографибельными тетками. Христофоров быстро сориентировался на местности. И отправившись в соседнее село, где как раз гастролировал танцевальный ансамбль, взял красивых, стройных девушек-танцовщиц в голубых платьях и красиво расставил их на фоне зеленых плантаций. От настоящих рабочих им достались только большие соломенные шляпы, скрывающие их накрашенные лица.

— Осмотрев экспозицию, создается впечатление «идеальной картинки страны, которой больше нет». Почему вы решили не показывать снимки ТАСС с военных конфликтов, также являющихся частью истории XX века?

— Военные конфликты на нашей выставке показаны специальным образом. К примеру, грузино-абхазский конфликт представлен крупной фотографией груди военного с висящей пулей. Этот снимок говорит гораздо больше, чем кровавые кадры. У нас есть снимки армяно-азербайджанского конфликта с фотографией из больницы, где видно простреленное окно и валяющийся кусок ваты с кровью.

К тому же ценз выставки все же 0+. Наверно, поэтому стенд с Великой Отечественной войной получился у нас такой сглаженный. Ведь в архивах было много жестких фотографий из Сталинграда. На них — повешенные, расстрелянные люди, поля с мертвыми солдатами и останки людей, найденные в братских могилах. Все это мы убрали, потому что не хотели жертвовать параллельной программой для детей.

— Какой снимок трогает вас больше всего и почему?

— Мы показываем 267 фотографов. Это как в большой семье: любишь всех одинаково. Есть любимые стенды. Один из них — «ТАССВЯТЫНИ», в который мне нравится «нырять» снова и снова. В нем нам удалось на двух стенках «поженить» все конфессии мира, представленные в архиве ТАСС. Еще один стенд, к которому я сразу же бегу, когда прихожу в Манеж, «ТАССТРОИТЕЛЬСТВО».

— Мобильное приложение с технологией дополненной реальности «ТАССНИМКИ» распознает определенные фотографии и показывает информацию о них на экране смартфона. А почему вы не сделали все фотографии выставки доступными для этой программы?

— У нас просто не было такой потребности. В мобильном приложении доступны около 60 активных фотографий. И они с каждой неделей пополняются. Для этого нужно только обновлять мобильное приложение. Помимо доподлинной реальности к снимкам прилагается серьезный информационный контент, в том числе и описание времени, в которое была сделана фотография, историческая справка, авторство, — это огромная работа. Все 640 фотографий были бы просто не востребованы для такого рода обработки. Поэтому в каждом директории представлено по четыре-шесть фотографий с информационно-доподлинной реальностью.

— Куда поедет выставка после окончания работы в Москве?

— Надеюсь, что ее ждет интересное путешествие. Я думаю, что сначала это будут города России. Потом хотелось бы показать ее в ближайшем зарубежье. Фотографический архив бывших республик грандиозен. Можно по каждой бывшей республике сделать выставку размером с «Главные кадры».

Надеюсь, что наша экспозиция будет показана и за границей. Контент ее — абсолютно музейного характера. Она и архитектурно выстраивалась таким образом, чтобы ее можно было легко трансформировать и подгонять под разного рода помещения. 

Беседовала Оксана Полякова

conter

conter.86@mail.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Генерация пароля