Фотовыставка ТАСС «Главные кадры» в среду откроется в Манеже для широкой публики

МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Уникальная выставка «Главные кадры: ТАСС открывает фотоархивы» была представлена во вторник в московском Манеже. Гостями специального смотра стали ветераны фотохроники ТАСС и ее действующие фотографы, политики, дипломаты и известные журналисты. Для широкой публики выставка открывается 1 ноября.

Генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов, открывая выставку, заметил, что фотоархив агентства является достоянием России, а за три года была проведена масштабная работа по оцифровке его части. Выставка «Главные кадры», подчеркнул он, позволит гостям увидеть редкие, никогда не публиковавшиеся фотоснимки, запечатлевшие историю СССР и современной России.

«Глядя на эти фотографии, становятся понятны истоки наших удивительных побед, которые всегда так поражали и пугали врагов, истоки наших созиданий, истоки открытий, — сказал Михайлов. — Мы пытались показать то, что раньше никто никогда нигде не опубликовал. Смотрите, критикуйте, отзывайтесь. Мы три года честно делали нашу работу».

Гендиректор ТАСС пригласил всех приходить на выставку семьями, а потом возвращаться, чтобы осмотреть ее вдумчиво. «Это, безусловно, летопись страны, — отметил он. — Мы сделали очень много голосовых «фонтанов». Фотографы сами рассказывают о своих работах, которые там есть. Вы подойдите, послушайте».

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала экспозицию грандиозной. По ее словам, первые впечатления она получила уже на входе в Манеж.

«Первая фотография — это еще даже не экспозиция была, а название выставки — с огромного плаката на меня смотрел Эдуард Иосифович Песов — тот самый легендарный фотограф Министерства иностранных дел, как мы его называем, «личник» министра, который многие годы работал в жанре политической репортажной фотографии, чьи фотографии находятся в большом количестве в агентстве ТАСС, — рассказала Захарова. — Они были не просто украшениями, а настоящими информационными поводами как в новостных агентствах, так и газетах, а многие из них даже составляли основу телевизионных репортажей».

«Я очень рада, что ТАСС наконец-то открылся — он всегда открыт как новостной ресурс, как площадка для общения, как коллектив людей — но теперь он открыл свои архивы — то, что часто для обывателей, непрофессионалов остается недоступно», — добавила она.

Дыхание памяти

Десятки стендов поделены на тематические разделы, сотни фотографий окутывают посетителей пеленой времени. Спортсмены, артисты, ученые, врачи, политики — все соединяются в калейдоскоп лиц и событий. На снимках фотокорреспондентов ТАСС время остановилось: на гостей смотрят обаятельный Алексей Баталов, прекрасная Вера Глаголева, неподражаемый Аркадий Райкин. Снимки заставляют остановиться, почувствовать дыхание памяти, вспомнить свои впечатления от первого знакомства с фильмами, где играли любимые актеры.

В лабиринтах стендов будто притаилась сцена спектакля «Гамлет», поставленного Театром на Таганке. Благодаря кадру, сделанному в 1971 году, гости выставки могут видеть Александра Пороховщикова в роли Клавдия, Владимира Высоцкого, играющего Гамлета, и Аллу Демидову в роли Гертруды.

Фотограф Вячеслав Ун Да-Син поймал в объектив камеры клоуна Олега Попова во время выступления в Московском цирке. Весельчак идет по натянутому канату с тазиком на голове, раскручивая кольцо на ладони, а в другой руке держит зонтик.

Здесь можно увидеть исторический снимок Владимира Мусаэльяна и Эдуарда Песова, сделанный в 1985 году на траурной церемонии в Кремле. На нем запечатлены премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, выражающая соболезнования Михаилу Горбачеву на церемонии прощания с Константином Черненко. Еще один снимок Мусаэльяна и Валентина Соболева сделан в 1973 году. На фотографии генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и американский президент Ричард Никсон отвечают на приветствия с балкона Белого дома в ходе визита Брежнева в США.

Бесценный экспонат на выставке — шкаф с альбомами, который доставили в Манеж из здания фотоархива ТАСС. Все папки на его полках подписаны в соответствии с тематикой снимков. По задумке куратора выставки Нины Гомиашвили, эти артефактами можно не только любоваться, но и листать их.

Посетивший выставку журналист Владимир Познер отметил, что экспозиция позволит сохранить память и об авторах фотографий.

«Самые сильные впечатления заключаются в осознании того, что здесь представлены фотографии из оцифрованного архива. Это колоссальная работа, — сказал Познер ТАСС. — Это очень меня трогает, потому что за каждой фотографией — живой человек. Таким образом, сохраняется память о фотографе. Это важно для меня. Я журналист и много работал с фотокорреспондентами, это люди совершенно самоотверженные, к сожалению, их мало знают».

«Это великое наследие, его важно сохранить. Посмотрел старые папки, это важно цифровать, оставлять в пленке, хранить, потому что это и есть настоящая история», — сказал ТАСС главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

«То, что ТАСС поднял свои архивы — огромное дело, — отметила директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. — У нас никто, а в особенности молодежь, сегодня историю не знают, мы сегодня забыли, как читать книги. Словами, как известно, можно манипулировать, а фотографии говорят сами за себя. Они выражают настроение, атмосферу и ауру времени. Нужно, чтобы все сюда пришли».

Голоса эпохи

Неповторимую атмосферу выставке придают современные мультимедийные технологии. С помощью технологии «звуковой душ» посетители слышат истории создания снимков от самих авторов.

Так, например, при помощи оборудования, предоставленного Политехническим музеем, из динамиков звучит голос Валерия Христофорова, который рассказывает о сделанном им снимке, вышедшем в финал конкурса World Press Photo в 1983 году. На нем — девочка Раса и ее спаситель — выдающийся хирург Рамаз Датиашвили, вернувший ей возможность ходить.

«Я всегда любил снимать медицину. Считаю медиков выдающимися людьми. Они возвращают надежду и здоровье», — так начинается рассказ Валерия Христофорова, который можно послушать, подойдя к стенду.

Классик фотографии Николай Рахманов, посетивший выставку, рассказал, что нашел несколько своих работ. «Я прекрасно понимаю, что такая выставка не могла бы включить все любимые мои вещи, которые я снимал в фотохронике ТАСС. Я нашел всего две фотографии: портрет ученого и оперного певца. Я восхищен всем тем, что я увидел. Великолепные художники, великолепные дизайнеры, которые все это создали», — сказал Рахманов.

Гости «Главных кадров» также смогут рассмотреть фотографию артиста Михаила Румянцева — клоуна Карандаша, который ведет двух такс на поводках. Ее автор Юрий Белинский с удовольствием рассказал историю создания снимка в 1976 году.

«Я узнал, что в Ленинград приезжает клоун Карандаш. Быстро отправился в справочную редакцию, узнаю, что через месяц Карандашу исполняется 75 лет, обрадовался — информационный повод все-таки! Познакомился с артистом и договорился о встрече», — поделился он.

Зайдя к клоуну за кулисы, Белинский увидел артиста в непривычной атмосфере. «Огромная комната, заваленная реквизитом, четырехметровые потолки. И где-то в углу сидел маленький человечек, накладывал грим и ел из железной тарелки капусту с сосисками», — поделился он. Белинский достал камеру и хотел снимать, но Румянцев остановил его, напомнив, что однажды уже спустил одного московского фотографа с лестницы за такие проделки.

Позднее фотограф позвонил артисту и пригласил на прогулку с собаками в Летний сад. «Когда мы пришли, я вспомнил, что вход на территорию сада вместе с собаками запрещен. Но нам повезло. Румянцев расслабился на прогулке. Съемка удалась», — вспомнил Белинский.

Фотографии были отправлены в Москву, а через месяц снимок получил вторую премию на конкурсе «Золотой глаз» в Голландии.

Фотограф Владимир Веленгурин, начавший снимать в 20 лет, также рассказал о своих работах, представленных в Манежа. «Я стараюсь работать с точки зрения историка. Снимаю фотографии, которые могли бы пополнить учебник истории. Парочка таких, наверное, уже есть. Одна из них — первый выстрел из танка по Белому дому», — рассказал Веленгурин.

На выставке представлено несколько его снимков. Историю одного из них, где изображен старообрядец Филимон Ермолаевич Вершинин во время молитвы, фотограф хорошо помнит. В 1991 году он отправился в Красноярский край к староверам.

«Попасть к ним можно было только летом на лодке или зимой, когда замерзает река, и на ее поверхность может сесть вертолет санитарной авиации. Мне повезло. Я пробыл там несколько дней», — вспомнил Велингуров.

По его словам, тогда он будто вернулся в далекое прошлое. «Все они были обросшими, бородатыми, читали древнерусские толстенные книги, пользовались старой утварью. И я смог подготовить историю, которая рассказала их быт», — сказал фотокорреспондент ТАСС.

О выставке

С 1 по 24 ноября гости экспозиции смогут увидеть часть архива агентства с начала XX века и до наших дней. Они запечатлели историю становления промышленности, события Великой Отечественной войны, покорение Арктики и космоса, моду и стиль, искусство и культуру, спортивные победы. Для выставки отобрали около 1 тыс. фотографий из более 850 тыс. оцифрованных изображений.

В экспозиции посетители Манежа увидят знакомые лица известных деятелей искусства и кино, ученых, космонавтов, спортсменов, политиков, глав государств. Здесь — совсем молодые Валентина Терешкова, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Вячеслав Зайцев. Некоторые фотографии покажут звезд эстрады с совершенно «неудобной» и в то же время удивительно очаровательной стороны.

Посетителям выставки также рекомендуется скачать бесплатное мобильное приложение с технологией дополненной реальности «ТАССнимки» для iOS и Android. Приложение распознает определенные фотографии и покажет информацию о них на экране смартфона. Все посетители смогут посмотреть выставку абсолютно бесплатно.

{{item.group_date}}

Показать еще

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
%d такие блоггеры, как: